«Сайт – главный инструмент интернет-магазина» – это прописная истина для каждого интернет-предпринимателя. При этом у подавляющего большинства интернет-магазинов бек-офис совсем не автоматизирован. Для начинающего бизнесмена эта задача не кажется приоритетной. Главное – выйти на определенный оборот и получить прибыль. Никто не задумывается о цене, которая будет платиться за отсутствие автоматизации отдельных направлений интернет-магазина впоследствии.

В этой статье мне бы хотелось описать главные, на мой взгляд, задачи по автоматизации бизнес-процессов, которые необходимо решить на самой ранней стадии развития интернет-магазина.

Учет заказов и клиентов
Все заказы, пришедшие в интернет-магазин с сайта, по телефону или по электронной почте, должны где-то храниться. Как правило, для этого используется база CMS интернет-магазина. Заказы, оформленные клиентами на сайте, автоматически попадают в базу CMS. Остальные заказы, например, полученные по телефону, менеджер оформляет за клиента, используя ту же форму на сайте. Недостатком такого подхода является отсутствие профессиональных инструментов для формирования отчетности в самой CMS.
Очень важно начать накапливать любую информацию о заказах и клиентах как можно раньше. Это позволяет сделать важные выводы для дальнейшего развития продаж и интернет-магазина в целом. Также, результатом анализа статистики может стать изменение рекламных компаний и прочих маркетинговых инструментов.
Для учета заказов и клиентов я рекомендую не экспериментировать и не придумывать «велосипед», а использовать проверенные продукты с достаточной для небольшого бизнеса возможностью по интеграции с CMS.

Учет финансов
Каждая компания, в том числе интернет-магазин, создаётся с целью получения финансовой выгоды. Для точного понимания рентабельности интернет-магазина необходимо вести учет всех расходов и доходов.
Можно вести финансовый учет в Excel и на начальном этапе нет смысла вкладывать деньги в специальное программное обеспечение. Но на определенном этапе развития бизнеса необходимо начать использовать программное обеспечение для торгового и финансового учета, которое, как правило, требует интеграции с сайтом и доработки под особенности бизнеса. Эта задача решается приобретением бухгалтерской программы, которые широко представлены на современном рынке.

Загрузка остатков на сайт
Многие интернет-магазины не имеют собственных складов, поэтому вынуждены работать со складов поставщиков. Информацию о складских остатках поставщик рассылает в произвольном формате, чаще всего в Excel. Если вы работаете с несколькими поставщиками, то получаете несколько файлов в разных форматах. Загрузка информации о наличии товаров на сайт интернет-магазина каждый раз требует специальной подготовки данных. Этот процесс занимает достаточно много времени, а делать его зачастую необходимо каждый день.
Какой из этого следует вывод? Необходимо максимально автоматизировать данный процесс обновления статусов наличия на сайте интернет-магазина.
Вот несколько вариантов решения этой проблемы:
- фрилансеры, готовые обновлять статусы наличия и копаться в Excel файлах.
На деле: Дорого и самое главное не всегда вовремя.
- написать собственный обработчик.
На деле: В полученных от поставщика файлах часто встречаются ошибки разметки и т.д. Это мешает нормально автоматизировать процесс обработки файлов.
- нанять человека для ежедневного обновления наличия товаров на сайте.
На деле: Актуально только для средних и крупных интернет-магазинов.
- самостоятельно обновлять наличие товаров на сайте.
На деле: Почти все так и делают, пока интернет-магазин не вырастет.

Учет и контроль задач
Если ваш проект развивается, то ваша команда должна постоянно выполнять задачи по определенному плану. Создайте план развития в Excel и расставьте задачи согласно этому плану исполнителям. Но для автоматизации учета задач и получения статистики по их выполнению Excel файла будет уже недостаточно. Необходимо использовать специальные системы или сервисы, позволяющие вести проекты и ставить задачи как сотрудникам, так и внештатникам или фрилансерам.

Email-рассылки
Не секрет, что почтовые рассылки способны увеличить объем продаж. Для подготовки писем и выполнения рассылки требуется автоматизация.
Существует множество сервисов для почтовых рассылок. Я рекомендую выполнить интеграцию сервисов с Вашим интернет-магазином на самом раннем этапе развития интернет-магазина. Это позволит с самого начала собирать электронные адреса Ваших покупателей и научит Вас делать правильный email-маркетинг, результат от которого, с ростом магазина, будет только увеличиваться. Затраты на данный инструмент практически равны нулю.
Несмотря на кажущуюся исключительно маркетинговую составляющую данного инструмента, результаты email-маркетинга могут отобразить очень важные особенности и предпочтения аудитории Вашего сайта. Анализируя полученную информацию, возможно, Вы задумаетесь над изменением концепции всего бизнеса.

Любой бизнес требует постоянной аналитики всевозможных показателей. Невозможно понять эффективность компании, не имея статистики и метрик. Всегда собирайте как можно больше метрик и регулярно анализируйте их, а автоматизация поможет вам в этом. Автоматизация даже на самом простейшем уровне потребует от Вас значительных трудозатрат, но результатом будет возможность увидеть бизнес совсем с других сторон. Это позволит принимать правильные стратегические решения уже на ранних этапах.
Желаю успехов! Надеюсь, данная статья была Вам полезна или, по крайней мере, заставила убедиться в правильности принятых решений по автоматизации бизнес-процессов Вашего интернет-магазина.

Оставить отзыв

You must be logged in to post a comment.